Зимние Рыцари
Пол Стюарт, Крис Риддел

Школа Цвета и Светотени.

Академик в неряшливой, заляпанной красками голубой мантии повернул свободной рукой кривошипный механизм. В тот же миг колеса заскрипели и запищали, как рассерженные летучие крысы, распахнулось окно, и в затемненную комнату заглянуло солнце. Академик опустил кисть и, прищурившись, склонил голову набок, бледно-желтые глаза уставились на юношу.

— Чуть левее, пожалуйста, мастер Квинт, — произнес он своим мягким, вкрадчивым голосом. — Выйдите на свет. Вот так...

Квинт послушно выполнил просьбу художника. Первые утренние лучи упали на лицо юноши, защекотали нос, щеки и уши. Солнечные блики заплясали на старых, потертых доспехах.

— Чудесно, мой молодой господин, — удовлетворенно прошептал академик и, окунув в белую краску кисточку из шерсти ежеобраза, нанес несколько Мазков на прикрепленную к мольберту картину. — Добавим немного света, получится просто волшебно. Только не двигайтесь!

Квинт старался не шевелиться, но это давалось ему нелегко. Комнатка была маленькая, душная, а запах краски, масла и лака щипал глаза и вызывал тошноту. Ржавые, тесные доспехи давили ему на шею, а левая нога совсем онемела, кроме того, Квинту не терпелось увидеть законченный портрет.

— Рассветные лучи, — хихикнул академик. — Только они способны во всей красе показать объект. — Бледно-желтые глаза пригвоздили юношу. — А вы, мой милый господин, объект непростой.

Он снова хихикнул, а Квинт почувствовал, как вспыхнули щеки.

— Да-да, не кто-нибудь, а протеже самого Высочайшего Академика Санктафракса...— Художник отвернулся и лихорадочно завозил кисточкой по палитре.— Вы счастливчик, мастер Квинт. Шутка ли, получить место в самой престижной академии, не то что мы, воспитанники младших школ. Интересно... — В голосе академика появилась неприкрытая зависть. — Интересно, чем вы заслужили такую милость?

Взгляд бледно-желтых глаз снова остановился на юноше. Какие же все-таки тусклые у академика глаза, зрачки и белки почти одного цвета. «Такими их сделала кропотливая работа у мольберта», — вздрогнув, подумал Квинт. Гимнасты из Нижнего Города к старости страдают от боли в суставах, у кожевников из Дремучих Лесов по прошествии лет перестают смываться с рук кровавые пятна, глаза художников Санктафракса теряют цвет от едких испарений. А Феруль Глит пишет портреты уже не один год.

— Я был учеником Высочайшего Академика... — Квинт опустил глаза и снова покраснел, вспомнив алые языки ужасного пожара.

— Стойте смирно! — рявкнул Глит, раздраженно водя кисточкой по холсту. — Ну, конечно... — Он вдруг хитро улыбнулся. — Вы подумали о пожаре во Дворце Теней, я прав? Странное, жуткое происшествие! А как здоровье Высочайшего Академика? Надеюсь, ему стало лучше.

Бледно-желтые глаза впились в Квинта.

— Пока все без изменений, — тихо ответил юноша, но сердце сжалось, когда он вспомнил об учителе, лежащем в темной спальне Школы Дымки.

Линиус Паллитакс чуть не погиб при пожаре. Возможно, ему лучше было тогда умереть, чем лежать в постели, глядя в никуда, не узнавая никого, Даже верного слугу Твизла, даже Квинта, даже единственную дочь Марис, дежурившую у его изголовья днями и ночами.

Какое-то время Феруль Глит работал молча.

— Значит, без изменений, — вымолвил он наконец. — Не слишком утешительные новости. Вы, конечно, не хотите, чтобы с Высочайшим Академиком что-то случилось, мой молодой господин. В вашем-то положении.

— В каком положении? — спросил Квинт, стараясь не шевелиться.

— Ну, вы же, если я не ошибаюсь, протеже Линиуса Паллитакса? Без его поддержки вам никогда не стать Рыцарем-Академиком. Это ясно, как день! — Феруль покачал головой. — Только рожденный и воспитанный в Санктафраксе может удостоиться такой чести. Простым смертным остается довольствоваться школами попроще.

Художник вытер кисточку тряпкой и развернул мольберт.

— Вот, — провозгласил он.

Квинт увидел перед собой миниатюру, изображающую молодого синеглазого и улыбчивого Рыцаря-Академика в сияющих новеньких доспехах. Феруль Глит из Школы Цвета и Светотени написал прекрасный портрет. Юноша поежился.

— Что-то не так? — спросил Феруль.

— Нет-нет, — прошептал Квинт.

Он не собирался рассказывать желтоглазому академику о нахлынувших воспоминаниях о своем первом портрете.

Он тогда был еще ребенком четырех, может быть, пяти лет, младшим из шести братьев. Его отец, Шакал Ветров, заказал художнику написать настенную фреску с изображением всей семьи. Какие счастливые это были времена. Они больше никогда не повторятся. Через год после того, как фреска была закончена, лживый квартирмейстер отца поджег особняк. Мать Квинта и пять братьев погибли в огне вместе с фреской.

— Но в портрете есть одна ошибка, — быстро добавил Квинт.

— В самом деле? — Глит удивленно вскинул брови.

Квинт указал на свои потертые ржавые доспехи и перевел взгляд на миниатюру.

— Завидные латы вы написали, блестящие, как начищенное серебро, тогда как на самом деле... — Он умолк, опустив глаза на старые кирасы.

Глит рассмеялся, обнажив острые, как иголки, зубы.

— Ваша правда, мастер Квинт, — кивнул он. — Эти доспехи видели лучшие времена. Я просто заглянул вперед. Когда вы станете Рыцарем-Академиком, придется много и упорно трудиться, чтобы заслужить честь носить амуницию, изображенную на этом портрете. Амуницию, достойную того, кто отправится на поиски грозофракса. Вот для чего каждый Рыцарь-Академик носит с собой портрет — чтобы помнить о великой цели.

Квинт молча кивнул и потянулся за портретом.

— Не так быстро! — отрезал Феруль Глит. — Я еще не написал фон. Академия вашего покровителя — Школа Дымки. Чтобы запечатлеть ее башни, нужно выйти на балкон, да поскорей, пока солнце не взошло слишком высоко. — Художник стал складывать краски и кисти в ящик из лафового дерева. — Вы пойдете со мной?

— Конечно, — ответил Квинт и протер глаза.— С радостью глотну свежего воздуха.

Миновав громоздкий мольберт, Квинт стал карабкаться по винтовой лестнице вслед за академиком, который нес в одной руке ящик, в другой — незаконченный портрет.

Выйдя на балкон, юноша прислонился к перилам и глубоко вдохнул. Утро выдалось морозное и ясное, в небе плавали густые облака, золотой солнечный свет лился на башни Санктафракса.

Слева и справа поднимались башенки и минареты сотен младших школ. В одном конце огромного Виадука стоял величавый Большой Зал, его купол и колокольня ярко сияли в солнечных лучах; в другом конце Виадука, возвышаясь над всеми строениями Санктафракса, тянулась к небу Обсерватория Лофтуса, прямо за ней безошибочно угадывались две башни-близнеца аналитиков Дымки.

Квинт не сводил с них глаз. Два огромных погодных шара раскачивались на ветру, издавая тихую, чарующую музыку зыбкой и утонченной гармонии.

Мелодия Санктафракса пуще великолепных зданий волновала сердце Квинта. И сейчас, стоя на балконе высокой башни Школы Цвета и Светотени, он не уставал дивиться этой музыке, идущей от дома к дому, каждый из которых вливал свой удивительный голос в сладкий хор Санктафракса. Старики говорили, что и слепой не может заблудиться в городе, уши всегда подскажут, где он сейчас. Квинт был в этом уверен.

Закрыв глаза, юноша прислушался к льющимся звукам. Он слышал визг цевочных колес, скрип градовых весов, скрежет флюгеров, звон туманных колоколов. Из Академии Ветра плыли напевы ветра, так похожие на мелодию флейты, а из Башни Дождеведов доносилось звяканье многочисленных бутылок для сбора дождевой воды.

Но это были не единственные звуки, наполнявшие город. Пока Феруль Глит торопливо набрасывал на холсте контуры башен-близнецов, Квинт открыл глаза, перевесился через перила и услышал гомон множества голосов.

Внизу лежал виадук, обрамленный многочисленными башнями. Каждая башня была неповторима — одна своей зубчатой формой напоминала замок, другая венчалась шпилем, третья была удивительно похожа на перечницу, четвертая на дуршлаг. Квинт заметил высокую коническую башню, украшенную свисающими с крючков маленькими фонариками, башню, увешанную звонкими колокольчиками, башню с рифлеными колоннами — уменьшенную копию Школы Света и Тьмы. И возле каждой башни толпились ученики.

Большинство носили голубые мантии, верный признак того, что перед вами академики из младших школ. Рядом со Школой Цвета и Светотени располагалась Школа Преломления и Отражения, ученики которой начищали линзы на телескопах для старших академий. С другой стороны находилась Школа Зрительной и Ощутимой Фильтрации, здесь из тончайшего шелка бережно ткались нежнейшие погодные инструменты.

Ученики из Школы Дымки, облаченные в красные пелерины с черно-белыми воротниками, о чем-то оживленно спорили с учениками в голубых мантиях. Профессора из Института Снега и Льда в белых и серых одеждах надменно вышагивали по прогулочным дорожкам, а озорная группа учеников из Колледжа Облаков весело смеялась над какой-то шуткой.

— Еще немного охры, — бормотал Глит.

В этот миг внимание Квинта привлек человек, выскользнувший из дверей противоположной башни. Незнакомец осторожно огляделся по сторонам, но не додумался, что кто-то, например Квинт, может наблюдать за ним сверху. Спрятав в рукаве пузыре с алой жидкостью, он поспешил прочь. Квинт заметил, что незнакомец худощав и сутулит плечи, а зеленая мантия отделана мехом. Последнее говорило о том, что перед ним помощник профессора из Академии Ветра.

Квинт еще раз оглядел башню. Похоже, посетители здесь бывали нечасто. Ставни были плотно закрыты, черепица на крыше пооблетела, стены облупились. Что же это за школа? Возможно, ответ лежал в чучеле лисацапа, висящем над дверью, — хищной птице с пышным хвостом, массивным клювом и острыми когтями.

— Что там изучают? — спросил Квинт художника, указывая на башню.

Портретист покачал головой.

— Молодому господину из Рыцарской Академии не пристало интересоваться подобными школами и науками, которыми там занимаются, — Глит неприятно улыбнулся и показал на портрет.

На Заднем плане высились две грациозные башни-близнецы аналитиков Дымки.

— Когда краска высохнет, вы сможете приколоть миниатюру на рукоятку своего меча. У вас же есть меч?

— Конечно, — Квинт кивнул и указал на кривую пиратскую саблю, подаренную отцом.

Глит криво усмехнулся и презрительно посмотрел на сияющую сталь.

— Что ж, — фыркнул он. — Немногие Рыцари-Академики смогут похвастаться таким мечом.

Квинт помрачнел.

— Но раз уж вы протеже Высочайшего Академика, мне остается только...

Глит не успел договорить, воздух сотрясли скорбные удары колокола. Квинт резко обернулся: звуки летели с колокольни Большого Кафедрального Зала. И как ответ в воздух из Каменных Садов, подобно снежному бурану, взлетела стая белых воронов. Ворон становилось все больше и больше, их мрачные крики заглушили звон колокола.

Побледнев, Квинт схватился за перила.

— Нет! — выкрикнул он. — Не может быть! Не сейчас, после всего, что...

Феруль Глит покачал головой, на его губах появилась злорадная улыбка.

— Звон колокола, белые вороны... Это может означать только одно. — Художник протянул Квинту портрет. — Ваш покровитель, Высочайший Академик... мертв.

Hosted by uCoz